Биография

Валентин Рещиков родился в 1954 году в синем певучем крае Мещёра в большой патриархальной семье, спустя семь дней после рождества Христова. Первые месяцы своей жизни малыш провёл на печке, где его лучшими друзьями стали сучёк и сверчок - Валентин вспоминает, что в детстве зимними вечерами он часто забирался на печь и под песни сверчка изучал узорчатый мир соснового потолка. Всё, что окружало художника в раннем детстве, сформировало его мифологическое мышление. Так, например, детские фантазии, связанные с баней, отражает композиция "Навьи", а встреча с волком положила начало работе "Заклятие". Рассказы о том, что на дне местного озера часто видели храм, в сознании художника стали сопоставимы с легендой о граде Китеже. Так родилось "Отражение". Но отражение своего будущего Валентин Рещиков узрел не в зеркале таинственного озера, а с помощью топора. Дело в том, что односельчане Валентина узнавали судьбу близких, гадая по топору. Вращая топорище, они всё время повторяли определённые слова, и то слово, на котором останавливался топор, должно было означать удел человека. Валентину было предназначено стать мастером - именно на этом заветном слове остановился топор. И действительно, точными ударами топора он стал высекать из бревна свою тавромахию ещё в Богородской школе художественной резьбы по дереву. И именно с темой быка он появился в Ленинграде, представив приёмной комиссии Мухинского училища богородские композиции в дереве. Став в 1984 году студентом художественного вуза, Валентин Рещиков на время оставил дерево, целиком и полностью отдавшись лепке. Результатом учёбы стал дипломный проект "Приснопамятные" - двух фигурная композиция по мотивам "Слова о Полку Игореве". Эту работу он создавал в полуподвальном помещении, похожем на монашескую келью. Сводчатые потолки, отсутствие дневного света, возжегание свечей и ладана, постоянно звучащая запись песнопений создавали атмосферу храма. А сегодня в этом помещении действительно располагается часовня святого Луки. Так миф стал реальностью. Ещё одно превращение мифа в реальность произошло у захоронения Варлаама Хутынского. Находясь в составе архитектурно-археологической экспедиции, возглавляемой известным искусствоведом-древнеруссником В. А. Булкиным, художник пришёл в монастырь и загадал желание, как велит придание, направленное не на себя, а на общее благо. Вскоре новгородский святой стал помощником в установке в 1992 году памятного креста на Чудском озере. Может быть, поэтому художнику удалось совершить невозможное. За 9 коротких дней и ночей он создаёт огромный деревянный крест, украшенный многочисленными рельефами. На этот срок художнику пришлось полностью отречься от мира - есть и спать прямо у креста, не отходя от памятника ни на минуту. От тяжёлой работы и бессонных ночей Валентин был сам как будто снят с креста. Пятиметровую громаду пришлось транспортировать при помощи военной авиации. Для его постамента было собрано в округе Чудского озера множество камней, свидетелей Ледового побоища. Памятник был установлен, по древнерусской традиции, у дороги, ведущей к храму, недалеко от деревянного домика, где когда-то жил Черкасов, вдохновляясь на роль Александра Невского. Теперь это место паломничества, а по праздникам здесь совершается крестный ход и возжигаются свечи, поэтому крест является не только победным, но и поклонным. Памятный крест - это не единственное произведение Валентина Рещикова, которое носит культовый характер. В 2000 году он выполнил 4 скульптуры для храма Святой Екатерины на Невском проспекте. Однако, главная тема творчества скульптора - это миф. Именно этой теме он посвятил всё своё творчество.
Став членом Союза Художников в 1994 году Валентин Рещиков - постоянный участник петербургских, московских и зарубежных выставок. Кроме того, он органично сочетает свою профессиональную деятельность с преподаванием. С 2003 года Валентин преподаёт в Санкт-Петербургский Государственный Академический Институт Живописи, Скульптуры, Архитектуры имени И. Е. Репина. Персональные выставки Валентина Рещикова - всегда заметные события. Все они неразрывно связаны с мифологией: "Образы древности в пластике Валентина Рещикова" (1994, Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург), "Мир древности" (1998, ЦДХ, Москва), "Мистерии древности" (2000-2001, Галерея "Северная корона", Санкт-Петербург), "Древо мифа" (2002, выставочный зал "Каретный" Елагиноостровского дворца-музея, Санкт-Петербург), "В мире мифа" (2002, музей Изобразительных искусств, Великий Новгород). Работы, представленные в этих проектах как нельзя лучше отражают мир наших предков. Если их поместить в одном пространстве с археологическими находками, то можно подумать, что их тоже сотворил мастер прошлого. Оно и понятно, ведь сам процесс работы Валентина Рещикова очень похож на древний ритуал. Во- первых, не случаен выбор материала. В основном Валентин использует липу - дерево-медонос, наделённое многими целебными свойствами. Во-вторых, ваяние скульптуры часто сопровождается в буквальном смысле кровью, ведь профессия резчика - довольно опасное дело. И в-третьих, когда художник заканчивает работу, он отдаёт ей много энергии, т. к. натирает её воском собственными ладонями. В результате, скульптуры Валентина Рещикова получаются многогранными и мистичными. Уже многими людьми было замечено, что некоторые из них имеют способность двигаться и почти все работы излучают энергию - от них исходит тепло. Скульптуры, выполненные из хвойных пород, выделяют смолу, так, что создаётся эффект мироточения. Собранные все вместе в музее на экспозиции эти произведения составляют мифологическое древо, древо вселенной и древо жизни художника.

главная контакты галерея выставки установки скульптура в интерьере новости
design by lerth E-mail: misterria@mail.ru  
Hosted by uCoz