|
Мир древности
ЦДХ, Москва, 1997
Валентин Рещиков открывает перед нами Мир Древности, мечтая, по-видимому, о преображении мира сегодняшнего, оценивая время с позиции детской неприземлённой души. Детскость как центральный архетип занимает центральное место в творчестве художника. В композиции "Начало" два беззащитных, хрупких существа окружены стихиями природы, но их уязвимость становится предпосылкой экзистенционального переворота, в результате которого их бессилие оборачивается триумфом.
Таково начало человечества. Адам и Ева избрали полный риска "природный" путь, путь падения и покаяния. Изображая их трогательные детские фигуры, скульптор словно подчёркивает, что не плоть сама по себе греховна, но греховно пользоваться ею в отрыве от души и духа. Плоть, душа и дух составляют Любовь. Любовь всегда трагична. По своему интерпретируя тринетарность мироздания, художник создаёт композиции "Поэма о смерти", "Пан и Нимфа", "Эллины". Даже "Жрец", по детски обнимая совят, растворяет себя в природе и составляет с нею единое целое. Любовь к Богу, любовь к жизни и смерти, святость и красоту можно воспринять только целиком, участвуя в событии Встречи. Именно такой филосовский подтекст заключается в работе "Сретенье". Во встречах с работами Валентина Рещикова так много тишины, того "тихования", которым согрето наше русское, такое человечное, такое светло-таинственное Православие. Иконописные линии и формы, которые художник применяет в скульптуре ("Борис и Глеб", "Зодчий", "Оплакивание"), позволяют ему победить материальность материала и вместо резкого контраста духа и материи добиться передачи просветлённого образа воздушной плоти. Пластика Валентина Рещикова становится для нас посредником между прошлым и настоящим. Художник как бы восстанавливает первоначальное райское единство - единство, которое включает в себя всю Вселенную, "радость всей твари". Это мир, объемлющий и ангелов, и людей, и всякое дыхание земное. Но не только красота и гармония притягивает скульптора. Его волнует и тема страдания. Страдание очищает и защищает мир, поэтому даже полные драматизма произведения Валентина Рещикова излучают покой. Покой мы наблюдаем "Во львином рву". Обращённые к зрителю ладони отрока останавливают хаос. Эти руки ничего не пыт аются удержать, они готовы только отдавать, это руки, из которых исходит жар любви навстречу высокому Небу. Мотив раскрытых рук мы находим в "Скоморохе" и в "Посвящении". Так автор творит молитву. "Посвящение" стало одной из самых уникальных работ художника, где иерархии земного и небесного, лестница Иакова - символ духовного восхождения, аскетическая школа молитвы - всё соподчиняется друг другу. И если в наше апокалиптическое время мы отзовёмся на боль и страдание, о которых говорит художник, в мир снова вернётся святость и крыло Ангела благодати снова коснётся нас.
Другие персональные выставки
1994 Образы древности в пластике Валентина Рещикова
2000 Мистерии древности
2002 Мифология древа
2002 В мире мифа
Коллективные
Международные
- Москва ЦДХ 98 (Международный художественный салон). "Корабль дураков"
- Москва ЦДХ 99 (Международный художественный салон). "Сретенье"
- Москва ЦДХ 2000 (Международный художественный салон). "Заклятие"
- "Братья наши меньшие". Санкт-Петербургский манеж, 2002. "Яр-Тур. Пляска духов"
Всероссийские выставки
- "Союзу художников Санкт-Петербурга 65 лет". Сант-Петербургский манеж, 1997. "М-Ещё-Ра", "Сретенье"
- "850-летие города Москвы". Московский манеж, 1997. "Откровение"
- "Россия IX". Москва, ЦДХ, 1999. "М-Ещё-Ра"
- "Санкт-Петербург - Москва". Манеж, август 2000. "Заклятие", "Матерь Великая", "Берегиня"
- "Москва - Санкт-Петербург". Манеж, май 2001. "Заклятие"
- "Союзу художников 70 лет". Манеж, 2002. "Всеслав", "Заклятие", "Береиня", "Матерь Великая"
Фестивали
- Мастеркласс 1999. Всеросийский этнографический музей. "Заклятие"
- Мастеркласс 2002. Всеросийский этнографический музей. "Берегиня"
Конкурсы
- Окно в Нидерланды. "Корабль дураков" (IV место), "Посвящение" (пoощрительный приз)
|
|