|
Мистерии древности
Галерея "Северная Корона", Колпино, 2000
"Мы должны делать то, что вначале делали боги", - гласит мудрая индийская пословица, проливая свет на все великие мистерии древности. Сегодня эти мистерии, как эпизоды из сакральной драмы космоса, возрождает для нас в своих скульптурах Валентин Рещиков. Застывшие в дереве действия, предполагают внечеловеческую реальность, они есть имитация, главным образом, иерогамии между Землёй и Небом, восстанавливающей первоначальную целостность и гармонию. В элиадовском духе можно трактовать композицию "Берегиня", где мифические рыбы-птици и антропоморфные существа образуют космический круг вечности или небесную глубь, в объятиях, которой находится Великая Богиня. Художник, видимо, не случайно создаёт хоровод из столь позитивных символов. Особенно многолика рыба. Во многих культурах она имела священное значение, являясь знаком плодородия и сексуальной гармонии, выступала спасительницей жизни во время потопа. Известно также, что в древности рыбу считали опорой земли, что, в свою очередь, увязывалось и с представлениями о мировой горе. Однако, художник отказывается от прямого изображения самой возвышенности, напротив - он максимально углубляет центральный образ в композицию и тем самым вызывает у зрителя впечатление реактуализации Сотворения первомира и первочеловека. В одном из сирийских апокрифов VI в. рассказывается, что Адам был сотворён в Центре Земли, в том самом месте, где впоследствии был сооружён крест Иисуса Христа. Рельефное изображение этого креста мы находим на плавниках рыб. Так в декоративном узоре художником фиксируется точка соприкосновения трёх космических сфер: Неба, Земли и ада. Теперь "Берегиня" воспринимается как жертвенный столб, благодаря которому становится возможным сообщение между всеми космическими уровнями. Согласно брахманской традиции, по жертвенному столбу взбирался жрец. Он простирал руки, которые превращались в крылья (сами же крылья по воле художника превращаются в рыбу-птицу) и провозглашал: "Я достиг Неба и богов, я стал бессмертным!". Этот экстатический полёт, эта мистерия достижения бессмертия притягивает и нас к самому Центру Мироздания, и , как правило, почти каждый из зрителей невольно простирает руку к скульптуре, чтобы включиться, таким образом, в её священный круговорот. В понимании произведений Валентина Рещикова существует много уровней. Они глубинны, народны и мифопоэтичны Бесконечно интересно рассматривать работы Валентина Рещикова в контексте мировой культуры. Даже самая мелкая пластика порой включает в себя одновременно и шумеро- аккадские, и египетские, и античные, и славянские мотивы. Погружаясь в этот мир Древности Валентина Рещикова, мы присутствуем при попытке освободить историю от астрального рока и, постигая мистерический смысл вещей, через миф вернуться к возрождению Космоса путём вечного его воссоздания.
Другие персональные выставки
1994 Образы древности в пластике Валентина Рещикова
1997 Мир древности
2002 Мифология древа
2002 В мире мифа
Коллективные
Международные
- Москва ЦДХ 98 (Международный художественный салон). "Корабль дураков"
- Москва ЦДХ 99 (Международный художественный салон). "Сретенье"
- Москва ЦДХ 2000 (Международный художественный салон). "Заклятие"
- "Братья наши меньшие". Санкт-Петербургский манеж, 2002. "Яр-Тур. Пляска духов"
Всероссийские выставки
- "Союзу художников Санкт-Петербурга 65 лет". Сант-Петербургский манеж, 1997. "М-Ещё-Ра", "Сретенье"
- "850-летие города Москвы". Московский манеж, 1997. "Откровение"
- "Россия IX". Москва, ЦДХ, 1999. "М-Ещё-Ра"
- "Санкт-Петербург - Москва". Манеж, август 2000. "Заклятие", "Матерь Великая", "Берегиня"
- "Москва - Санкт-Петербург". Манеж, май 2001. "Заклятие"
- "Союзу художников 70 лет". Манеж, 2002. "Всеслав", "Заклятие", "Береиня", "Матерь Великая"
Фестивали
- Мастеркласс 1999. Всеросийский этнографический музей. "Заклятие"
- Мастеркласс 2002. Всеросийский этнографический музей. "Берегиня"
Конкурсы
- Окно в Нидерланды. "Корабль дураков" (IV место), "Посвящение" (пoощрительный приз)
|
|