|
Мифология древа
Выставочный зал "Каретный", Елагин остров, Санкт-Петербург, 2002
Нет такой породы дерева, из которой Валентин Рещиков не смог бы создать пластический образ. Самая твёрдая и, порой, самая капризная древесина превращается в его руках в живые мифические существа, взирающие на нас из далёкой древности. Одни из них движутся в танце, другие - могут петь, третьи - плачут, вызывая слёзы и у зрителя. И всё это потому, что мастер, сотворивший их, выбрал самый живой и самый волшебный материал - дерево. Однако, волшебство Валентина Рещикова заключается не в умении подчинить себе материал, а в в умении проникать в тайну Мифа. Любая работа скульптора - это целая энциклопедия знаков архаических культур, целый космос, мировое древо. Об этом говорят уже сами названия работ: "Мать-сыра-земля", "Берегиня", "Плодородие", "Начало", "Матерь Великая".
Все они наполнены священными символами. Во-первых, большинство скульптур Валентина Рещикова вытянуты и вертикальны, подобно древним схемам мироустройства. Во - вторых, многие из них сориентированы на разные стороны света. Присутствует в работах художника и бинарность, без которой не обойдётся ни одна культовая вещь. В композициях "Мокашь" и "Моление у воды" противоборствуют два начала - зверь и человек. Есть у автора работы, герои которых - мифологические образы древних легенд и народного эпоса: "Праздник Купалы" и "Русалии". Одна из самых волнующих творчество Валентина Рещикова тем, является тема предков. Ей посвящены такие работы как "Навьи", "Души предков", "Поэма о смерти". Придумать образ - не значит создать его. Прежде чем появиться на свет, композиции скульптора проходят через ряд ритуалов. Сначала художник отправляется в лес и зовёт нужное ему дерево. Чаще всего Валентин Рещиков использует липу. Не случайно предпочтение именно этому дереву, ибо оно - дерево-медонос, наделённо целебными свойствами, и у многих народов считалось священным. Затем, во время самой работы ваятель часто приносит себя в жертву, проливая свою кровь, ведь профессия резчика небезопасна. И завершает ритуал обработка огнём и воском. При этом художник отдаёт скульптуре большое количество энергии, т. к. вощит её своими ладонями. Может быть, поэтому скульптуры Валентина Рещикова получаются многогранными и мистичными. Они имеют способность излучать тепло, привораживать. Зритель почти всегда протягивает к ним свою руку, чтобы прикоснуться к мифологии древа.
Всё, что в истории некогда существовало, становится одновременно присутствую-щим, выражением настоящего. Эта идея круговорота истории ярко выражается в творчестве Валентина Рещикова.
Ольга Толстая.
Другие персональные выставки
1994 Образы древности в пластике Валентина Рещикова
1997 Мир древности
2000 Мистерии древности
2002 В мире мифа
Коллективные
Международные
- Москва ЦДХ 98 (Международный художественный салон). "Корабль дураков"
- Москва ЦДХ 99 (Международный художественный салон). "Сретенье"
- Москва ЦДХ 2000 (Международный художественный салон). "Заклятие"
- "Братья наши меньшие". Санкт-Петербургский манеж, 2002. "Яр-Тур. Пляска духов"
Всероссийские выставки
- "Союзу художников Санкт-Петербурга 65 лет". Сант-Петербургский манеж, 1997. "М-Ещё-Ра", "Сретенье"
- "850-летие города Москвы". Московский манеж, 1997. "Откровение"
- "Россия IX". Москва, ЦДХ, 1999. "М-Ещё-Ра"
- "Санкт-Петербург - Москва". Манеж, август 2000. "Заклятие", "Матерь Великая", "Берегиня"
- "Москва - Санкт-Петербург". Манеж, май 2001. "Заклятие"
- "Союзу художников 70 лет". Манеж, 2002. "Всеслав", "Заклятие", "Береиня", "Матерь Великая"
Фестивали
- Мастеркласс 1999. Всеросийский этнографический музей. "Заклятие"
- Мастеркласс 2002. Всеросийский этнографический музей. "Берегиня"
Конкурсы
- Окно в Нидерланды. "Корабль дураков" (IV место), "Посвящение" (пoощрительный приз)
|
|